Геология Петербурга всегда диктовала нам свои условия
каждый раз проявляя свой капризный характер в виде валунов, размывов и плывунов.

История

1941 год
21 января приказом Кагановича образовано Строительство №5 НКПС с задачей построить метрополитен в Петербурге. Возглавил Строительство Иван Георгиевич Зубков, прошедший школу на строительстве московского метрополитена. Работы по строительству метро в Петербурге были развёрнуты немедленно. К июню 1941 года было заложено 34 шахтных ствола,  начата проходка 11 штолен, 675 метров подходных тоннелей. Грандиозные планы и надежды прервала война...
1941
С 28 июня по 1 сентября возведены оборонительные сооружения на линии Парголово-Сестрорецк, Перкярви - Мусла, Луга - Толмачёво, Кингисепп - Волосово, Петергоф – Красное Село. Построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяженностью 30,5 км, танковая переправа через Неву («Невский плацдарм») и другие оборонительные сооружения. Построено 640 дзотов и дотов, отрыто 90 км окопов, создано 55 км противотанковых препятствий.
1941-1945 гг.: испытание Великой Отечественной войной
Летом 1941 года все силы ленинградского метростроя были перекинуты на оборону города, а пройденные шахты законсервированы. В составе Управления военно-восстановительных работ-2 (УВВР-2), куда вошло Строительство №5 НКПС, под руководством Ивана Георгиевича Зубкова под непрерывным обстрелом врага вчерашние метростроители несли огромные потери убитыми и ранеными.
1942
В марте начато строительство портовых сооружений на восточном берегу Ладожского озера: сооружено 3 станции, 8 пирсов, паромная переправа. На Кобонском канале, соединившем Новоладожский канал с Ладожским озером, возведён разводной железнодорожный мост. Тогда же сдан в эксплуатацию причал длиной 117 метров на реке Волхов в Новой Ладоге. На строительстве угольных шахт в Комарово сооружено 12 шахт с годовой производительностью 360 тонн топлива, так необходимого городу.
1943
Строятся свайно-ледовые мосты через Неву, реки Чёрная, Назия общей протяжённостью 33 км. Сооружён мост через Неву у Шлиссельбурга, обходная железнодорожная трасса Левобережная - Междуречье. Продолжено строительство угольных шахт в Комарово.
1944
Восстанавливаются и строятся дороги и станционные сооружения на Гдовском, Новгородском, Волховском, Псковском и других направлениях. Вводятся в строй железнодорожные коммуникации вслед за наступающим 3-м Украинским фронтом, сооружаются Карпатские тоннели, ведутся работы в районе Севастополя, порта Каунас.
1945
Построены вокзалы на станциях Любань, Гатчина, Мга, Волховстрой, Чудово. Малая Вишера, Пушкин, Луга, Раквере и Томсалу в Эстонии, а также порт в Таллине. В Ленинграде подготовлены к работе Пролетарский, Октябрьский, коксогазовый заводы, отремонтировано свыше 500 жилых домов. Построено и восстановлено около 6000 километров линий связи.
И, наконец, метростроители возвращаются  на восстановление шахт будущего ленинградского метро.
1946
В 1946 году строительство метрополитена возобновилось. Строительство № 5 НКПС преобразовано в Ленметрострой. Создание проекта строительство поручено филиалу московского проектного института Метрогипротранс (ныне ОАО «Ленметрогипротранс»).
1950
Подведены итоги конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди: «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская» и «Площадь Восстания». Ленинградские метростроители совместно с Кировским заводом изготавливают первый горнопроходческий щит для проходки перегонных тоннелей.
1955
9 ноября по участку первой линии метрополитена от станции «Площадь Восстания» до станции «Автово» прошел пробный поезд. 15 ноября метро открыло двери для ленинградцев. Этот день считается днем основания Ленинградского метрополитена. За подвиг и трудовую доблесть, в связи с пуском 1-й очереди Ленинградского метрополитена коллектив Ленметростроя наградлен высшей наградой СССР – Орденом Ленина.
1958
1 июня на Кировско-Выборгской линии появилось еще две станции: «Чернышевская» и «Площадь Ленина». Идея соединения подземными дорогами 5-ти вокзалов (Витебский, Балтийский, Варшавский, Московский и Финляндский) воплотилась в жизнь спустя 17 лет.
1961
29 апреля в Ленинградском метрополитене вступила в строй вторая линия – Московско-Петроградская. В эксплуатацию сданы пять станций: «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк победы».
1963
Строительство Ленинградского метрополитена ведется ударными темпами. 01 июля сданы в эксплуатацию еще четыре станции Московско-Петроградской линии: «Площадь Мира («Сенная»), «Невский проспект», «Горьковская» и «Петроградская».
1966
В Ленинграде построена первая надземная станция «Дачное» (за ст. «Автово»). В 1977 году станция ликвидирована в связи с неприемлемыми условиями эксплуатации. Продолжение строительства линии решено вести с использованием станций мелкого заложения.
1967
Появляется третья линия Ленинградского метрополитена – Невско-Василеостровская. 03 ноября Леметрострой сдает четыре станции: «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская» и «Площадь Александра Невского».
1969
Московско-Петроградская линия пополняется еще одной станцией – «Московская».
1970
Сданы в эксплуатацию две станции Невско-Василеостровской линии: «Елизаровская» и «Ломоносовская»
1972
Транспортной доступностью обеспечены южные районы города. Открываются станции «Звездная» и «Купчино».
1974
8 апреля 1974 года при проходке нижнего тоннеля между строящимися станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» во время бурения разведочной скважины в промороженный забой хлынула вода. Для ликвидации размыва метростроевцы используют метод замораживания с помощью жидкого азота.
1975
22 апреля введены в эксплуатацию две станции «Кировско-Выборгской линии: «Выборгская» и «Лесная». К 31 декабря готовы еще три станции: «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая». При сооружении перегонных тоннелей применяются щиты нового поколения – КТ-1-5,6, произведенные на Ясиноватском машиностроительном заводе.
1976
За успехи в скоростном строительстве Ленинградского метрополитена коллектив Ленметростроя награжден орденом Октябрьской Революции.
1977
29 сентября введены в эксплуатацию станции «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов».
1978
29 декабря введены в эксплуатацию станции «Гражданский проспект» и «Комсомольская» («Девяткино»). Ленинградский метрополитен становится первым в СССР метро, выходящим за пределы городских границ (станция «Комсомольская» находится на территории Ленинградской области).
1979
29 сентября сдана в эксплуатацию станция «Приморская».
1981
10 июля вступили в строй две станции Невско-Василеостровской линии: «Пролетарская» и «Обухово». На участке между станциями «Черная речка» и «Удельная» ленинградскими метростроевцами установлен мировой рекорд по скорости проходки – 1250 метров за 30 дней.
1982
4 ноября сданы в эксплуатацию три станции Московско-Петроградской линии: «Черная речка», «Пионерская» и «Удельная». При строительстве этих станций разработаны и внедрены пространственные  армоцементные конструкции.
1984
28 декабря сдана станция «Рыбацкое».
1985
Появляется новая – четвертая линия Ленинградского метрополитена – Правобережная. 30 декабря в эксплуатацию сданы четыре станции: «Площадь Александра Невского-2», «Новочеркасская», «Ладожская» и «Проспект Большевиков».
1987
01 октября сдана в эксплуатацию станция «Улица Дыбенко».
1988
19 августа сданы две станции Московско-Петроградской линии: «Озерки» и «Проспект Просвещения».
1991
30 декабря сданы в эксплуатацию три станции Правобережной линии: «Лиговский проспект», «Достоевская» и «Садовая».
1995
На участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» создается аварийная ситуация. Для ее ликвидации принимается решение о разрыве линии. Существующие тоннели затапливаются. закупается тоннелепроходческий комплекс «Виктория» и начинается проходка новых тоннелей. История ликвидации второго на этом участке размыва длилась долгие 8 лет.
1997
15 сентября сданы в эксплуатацию две станции Правобережной линии: «Спортивная» и «Чкаловская».
1999
14 января вводится в эксплуатацию станция «Старая деревня». Через восемь месяцев, 03 сентября – еще одна – «Крестовский остров».
2004
Возобновлено движение поездов между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Размыв покорен.
2005
2 апреля сдана в эксплуатацию станция «Комендантский проспект».
2006
22 декабря сдана в эксплуатацию станция «Парнас».
2008
20 декабря сданы в эксплуатацию три станции Фрунзенского радиуса: «Звенигородская», «Обводный канал» (на проход) и «Волковская».
2009
7 марта с вводом в эксплуатацию станции «Спасская» на схеме Петербургского метрополитена появляется новая – Пятая линия. Участок от станции «Комендантский проспект» - «Садовая» входит в состав новой Фрунзенско-Приморской ветки с продолжением до станции "Волковская". Участок от станции «Улица Дыбенко» до новой станции «Спасская» остается в составе Четвертой линии.
2011
12 августа премьер-министр России Владимир Путин торжественно открыл движение по автодорожному тоннелю Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Это событие ознаменовало окончание строительства КЗС, которое длилось более 30 лет.

28 декабря сдана в эксплуатацию одна из самых глубоких станций петербургского метрополитена - "Адмиралтейская".
2012
22 декабря на второй сцене Государственного академического Мариинского театра проведен первый акустический тест.

28 декабря введены в эксплуатацию станции "Бухарестская" и "Международная"
2013
7 ноября открыт для пассажиров вестибюль станции "Спасская".
2014
23 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко на площадке станции "Южная" дал старт проходке первого в России двухпутного тоннеля метрополитена, запустив тоннелепроходческий комплекс "Надежда".
2015
27 мая открыт для пассажиров второй вестибюль станции метро "Спортивная". Вестибюль расположен на Васильевском острове, в створе Тучкового моста и соединен со станцией переходным тоннелем под русом Малой Невы. Впервые переход в петербургском метрополитене оснащен траволаторами.

11 июня щит "Надежда" завершил проходку первого в России двухпутного тоннеля метрополитена. Менее полутора лет понадобилось метростроителям для сооружения тоннеля диаметром 10,3 м и длиной 3,79 км.