Слово есть образ дела

Новый щит для петербургского метро

16 апреля 2012 года в торжественной обстановке был подписан контракт между петербургскими метростроителями и немецкой фирмой Herrenknecht AG. По условиям контракта немецкий производитель обязуется изготовить щит для проходки участка тоннеля Фрунзенского радиуса протяженностью 3760 м от станции «Проспект Славы» до станции «Южная». На этом участке перегонные тоннели двух направлений диаметром 5,6 м будут объединены в один тоннель диаметром 10,3 метров. В дальнейшем такие тоннели появятся и на других линиях петербургского метрополитена.

Со стороны ОАО «Метрострой» свою подпись на контракте поставил генеральный директор Вадим Александров. С немецкой стороны – основатель компании Herrenknecht доктор Мартин Херренкнехт. На церемонии подписания присутствовали также экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер, прибывший в Петербург для участия в открытии «Недели Германии». Все участники мероприятия отметили важность подписанного контракта, благодаря которому будет реализовано строительство первого на территории постсоветского пространства тоннеля большого диаметра для размещения в нем сразу двух путей направления поездов.

Технология прокладки двухпутного тоннеля с применением нового тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) сильно отличается от традиционных методов проходки. По проекту этот участок метрополитена будет иметь преимущественно мелкое заложение с последующим выходом трассы на поверхность в районе станции «Южная». Механизированный метод ведения работ обеспечит безосадочность проходки, таким образом здания на поверхности останутся невредимыми. Более того, благодаря такому способу проходки удастся значительно сократить площадь, задействованную под строительство, а значит избежать длительного и дорогостоящего процесса по выносу с площадок и последующей перекладке инженерных сетей. Также большое количество времени, сил и средств удастся сэкономить за счет отсутствия необходимости сооружения большого количества эвакуационных сбоек, камер съезда и других вспомогательных выработок, неизменно присутствующих при строительстве двух однопутных тоннелей. Сейчас проект двухпутного тоннеля готовится к прохождению экспертизы. К концу года метростроители надеются выйти на площадки. Планируется, что уже весной следующего года начнется монтаж нового ТПМК.

Сотрудничество петербургского «Метростроя» и немецкой фирмы Herrenknecht началось в 2007 году. Тогда был подписан контракт на изготовление первого в мире тоннелепроходческого механизированного комплекса для проходки наклонных ходов метрополитена. Сегодня с применением этого щита, получившего название «Аврора», сооружается уже третий в Петербурге наклонный ход – для станции «Спасская». Ранее этим щитом пройдены тоннели для станций «Обводный канал» и «Адмиралтейская». Также в данный момент немецкие коллеги изготавливают по заказу «Метростроя» оборудование для производства блоков обделки, которое разместиться на базе нового корпуса завода «Метробетон». На новой линии производства обделки, которая имеет карусельный тип с возможностью проведения разных этапов работ одновременно, будет также изготовлена и высокоточная обделка для двухпутного тоннеля.