Слово есть образ дела

Открытие Спортивной-2

27 мая 2015 года открылся второй вестибюль станции «Спортивная». С открытием нового вестибюля станции «Спортивная» у Васильевского острова, появился еще один вход в метрополитен, благодаря которому транспортная ситуация Василеостровского района должна улучшится.

Подготовка к строительству второго вестибюля станции «Спортивная» началась в 2010 году, когда на месте будущей стройплощадки стартовали работы по перекладке инженерных сетей. Контракт на производство работ между Администрацией Санкт-Петербурга и ОАО «Метрострой» стоимостью 6,7 млрд рублей был заключен в конце 2012 года. В течение 2013-2014 годов велось активное сооружение наклонного хода, тоннеля и вестибюля.

Второй выход станции метро «Спортивная» располагается в исторической части города непосредственно под площадью, образующей перекресток набережной Макарова и Кадетской линии Васильевского острова с выездом на Тучков мост, в непосредственной близости от Малой Невы. Минимальное расстояние от сооружений метрополитена до реки составляет 5,8 метров, до исторической застройки - 5 метров. Вестибюль находится ниже уровня Малой Невы примерно на 10 метров. Площадь вестибюля и подземного перехода составляет 3700 кв. м. Длина переходного коридора, залегающего под Малой Невой, более 300 метров.

Наклонный ход эскалаторного тоннеля выполнен в монолитной обделке. Основные конструкции вестибюля сооружены по технологии «стена в грунте». Произведены работы по усилению грунта. Подземный вестибюль развернут под всей территорией площади, оборудован четырьмя лестничными спусками, два из которых оснащены поэтажными эскалаторами.

На объектах впервые в практике петербургского метрополитена будет установлено эскалаторное оборудование немецкого производства. В соответствие с современными нормативными требованиями в эскалаторном тоннеле необходимо устанавливать 4 нитки эскалаторов, а не 3, как это было ранее. По результатам исследования рынка эскалаторного оборудования, был выбран концерн ThyssenKrupp Elevator. Также впервые в петербургском метро появятся так называемые траволаторы – горизонтальные пассажирские конвейеры, которые применяются в сооружениях большой протяженности (аэропорты, торговые центры, метрополитены и пр.). Так как переходной тоннель, соединяющий станцию «Спортивная» со строящимся на Васильевском острове втором выходом, имеет длину более 300 метров, проектом предусмотрена установка двух участков траволаторов по три нитки каждый.

Принципиальным условием заказчика было сохранение движения транспорта в период строительства, и, чтобы соблюсти это требование, метростроители семь раз передвигали строительную площадку. Чтобы сохранить трамвайное движение была возведена специальная мостовая конструкция – под рельсовым полотном установлена железобетонная плита перекрытия пешеходного перехода. Параллельно с монтажом под плитой продолжались работы по сооружению эскалаторного тоннеля и подземного вестибюля. Движение трамваев было остановлено всего на два месяца.

Одна из главных сложностей состояла в том, что с одной стороны строительную площадку омывали воды Малой Невы, а с другой расположились здания, образующие неповторимый архитектурный ансамбль. Чтобы сохранить эти здания, был организован непрерывный мониторинг сооружений в зоне строительства. Помимо строителей, процесс контролировали проектировщики и специализированная мониторинговая геодезическая компания. К чести метростроевцев, за все время работ не произошло ни одной просадки.

Чтобы не допустить обводнения грунтов в зоне проведения работ и обеспечить сохранность зданий по всему периметру будущего котлована, был выполнен комплекс ограждающих конструкций «стена в грунте». Железобетонная конструкция толщиной 650 мм сооружалась на глубину 23 метра. В процессе работы выяснилось, что этот участок территории еще царские инженеры когда-то отвоевали у реки – в грунте обнаружилось большое количество деревянных свай диаметром 300-400 мм, остатки кирпичных стен, гранитные включения, которыми был укреплен невский берег. Несмотря на минувшие столетия, бревна хорошо сохранились, и это существенно осложняло разработку грунта.

К строительству были привлечены три подрядчика, входящие в структуру Метростроя: ЗАО «СМУ-11 Метрострой», специалисты которого занимались строительством непосредственно второго вестибюля и сооружением наклонного хода, ЗАО «СМУ №13 Метрострой», осуществлявшего прокладку тоннеля под Малой Невой и ЗАО СМУ-9 «Метрострой», в задачи которого входил монтаж систем сигнализации, вентиляции, электроснабжения, всего эскалаторного оборудования, а также устройство водопровода и канализации.

Работы выполнены с опережение графика. Сдача объекта производится на полгода раньше срока, указанного в контракте.

«Спортивная» – это уникальная двухъярусная односводчатая станция глубокого заложения, рассчитанная на прием одновременно 4 составов поездов по 2 линиям. Подобная конструкция станции применена впервые в мире. Из одного яруса на другой выводят шесть малых эскалаторов, объединенных в две группы по три эскалатора. Двухэтажное решение было обусловлено желанием объединить две станции в одной – в будущем на «Спортивной» предполагается создать пересадочный узел между Фрунзенско-Приморской и перспективной Кольцевой линиями. Такая идея позволяет существенно увеличить пропускную способность узла и сокращает время на пересадку, в том числе и для пассажиров, следующих в обратном направлении.

В кассовом зале за эскалаторами расположено мозаичное панно, набранное из смальты. Авторы данной художественной композиции – это авторы самой станции «Спортивная» (народный художник, академик Российской Академии Художеств Быстров А.К. и заслуженный архитектор РФ Константинов А.С). Сюжет данного панно завершает единое по теме оформление всего комплекса. Художественная тема всей станции посвящена истории зарождения спорта и греческой культуре, давшей начало развитию спорта в современном мире.

К моменту открытия «Спортивной» в 1997-м году в качестве задела были построены небольшие отрезки четырёх тоннелей будущей Кольцевой линии: два в сторону «Петроградской» и два в сторону «Василеостровской». Архитекторы уникальной станции: А.С. Константинов, В.С. Волонсевич, О.А. Кузнецов.