Слово есть образ дела

Открытие мемориала "Подвигу метростроевцев"

На «Невском пятачке» осенью 1941 года решалась судьба Ленинграда. С этим участком фронта связывали надежды на прорыв блокады. В ноябре плацдарм было решено усилить танками. Для доставки техники через Неву метростроевцы во главе со своим первым начальником Иваном Георгиевичем Зубковым под шквальным огнём создали надёжную танковую переправу. 30 ноября 1941 года операция по переправе танков на «Невский пятачок», получившая кодовое название «Чай с вареньем» (ежедневно И.Г.Зубков отправлял в Смольный телеграмму «Пьем чай вареньем, по 7-8 стаканов», что означало: переправлено 7-8 танков), была успешно завершена. В Дубровке за время проведения операции под обстрелами и бомбёжками погибла пятая часть метростроевцев. В память о первых метростроевцах, на чью долю выпала Великая Отечественная война, благодарными потомками создан мемориал, отражающий основные этапы жизни коллектива Метростроя в эти годы. 

Выступая на открытии Почетный гражданин Санкт-Петербурга, генеральный директор ОАО «Метрострой», Вадим Николаевич Александров сказал: 
- Метрострой через два месяца отметит 75 лет со дня своего образования. 21 января 1941 года приказом НКПС создано управление строительством метрополитена в Ленинграде. А уже в ноябре, метростроевцы прошли крещение, боевое крещение на берегу Невы, сооружая танковую переправу. Это происходило именно здесь, на этом месте под руководством первого начальника Метростроя (тогда организация носила название Строительство № 5) Ивана Георгиевича Зубкова, который был ранен, но все равно оставался на своем боевом посту. Все задачи, которые ставились перед метростроевцами за время войны, были выполнены. 

В числе присутствующих на мероприятии метростроителей были и те, чьи отцы в 1941 году участвовали в сооружении танковой переправы, кто сегодня строит метрополитен Санкт-Петербурга: Сепитый Сергей Дмитриевич, генеральный директор ЗАО «СМУ № 13 Метрострой» (отец: Сепитый Дмитрий Ильич, инженер-майор пути и строительства, главный инженер Путьрема №4), Филиппов Владимир Николаевич, генеральный директор ЗАО «Литейно-механический завод Метростроя» (отец: Филиппов Николай Михайлович, инженер капитан, механик Путьрема №3), Черняк Владимир Александрович, экс-главный инженер ЗАО «СМУ № 13 Метрострой» (отец: Черняк Александр Соломонович, главный инженер Тоннельрема №1), Старков Алексей Юрьевич, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Метрострой» (дед: Старков Андрей Васильевич, экскаваторщик парка механизации Строительства №5) и другие. Открыть памятник доверили одним из старейших и заслуженных метростроевцев: Герою Соцтруда Алексею Александровичу Малышеву и орденоносцу Константину Станиславовичу Татариновичу с одной стороны и представителям молодого поколения, будущим метростроевцам, студентам Колледжа метростроя Георгу Байбурдяну и Ирине Семеновой. Авторами мемориала выступили художник Ильдар Фазылов и архитектор Андрей Масленников. Статую метростроевца создал петербургский скульптор Ярослав Барков. Над шестью горельефами, повествующими о подвиге ленинградских метростроевцев, работали скульпторы Наталия Муромская (Москва) и Наталия Куликова (Касли). Статуя и горельефы были изготовлены на «Каслинском заводе архитектурно-художественного литья».