Прогресс — это машина, которую забыли снабдить тормозами
Вильгельм Швебель

Микротоннелирование

Технологии / Микротоннелирование

За последние несколько лет ОАО «Метрострой» совместно с ООО «Тоннельный отряд-4» (структурное подразделение ОАО «Метрострой») освоил и активно применяет в своей деятельности технологию прокладки коммуникационных тоннелей различного назначения – микротоннелирование. По сравнению с другими технологиями микротоннелирование позволяет:

  • выполнять работы в широком диапазоне инженерно-геологических и гидрогеологических условий (от слабых, обводненных до скальных грунтов) в сжатые сроки, обеспечить прокладку коммуникаций с минимальным нарушением дневной поверхности и исключить затраты на сооружение объездных дорог, сохраняя маршруты движения транспорта;
  • сооружать футляры как по прямым, так и по сложным криволинейным пространственным трассам с обеспечением высокой точности при их прокладке;
  • обеспечить доступ для возможности ремонта и замены элементов рабочего трубопровода внутри футляра в течение всего периода эксплуатации;
  • дополнительно конструктивно защитить рабочий трубопровод и его изоляцию, что существенно увеличивает сроки эксплуатации трубопровода, тем самым позволяя экономить значительные средства на капитальный ремонт;
  • значительно снизить строительный риск.

ОАО «Метрострой» и ООО «Тоннельный отряд-4» для строительства объектов микротоннелирования используют микротоннелепроходческие комплексы немецкой фирмы «Херренкнехт» AVN-1200Т, AVN-1500Т и комплекс AVN-2000D, которые могут работать как с железобетонными трубами собственного производства, так и со стальными трубами.

ООО «Тоннельный отряд-4» с применением технологии микротоннелирования построены следующие наиболее значимые объекты:


  • Подводный переход через р. Нева для Балтийской Трубопроводной Системы (БТС-30) в Ленинградской области;
  • канализационный коллектор дождевой канализации (объект «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга»);
  • железобетонный футляр под железной дорогой Санкт-Петербург – Выборг – Хельсинки длиной 100 м для Балтийской Трубопроводной Системы (БТС-30);
  • строительство канализационного коллектора ливневых стоков d 1200 мм, длиной 210 м в районе д. Барвиха, Рублевское шоссе, г. Москва;
  • сооружение коллектора d 1200 мм, длиной 300 м, с глубиной заложения от 8 м до 2 м в районе Новокосино, г. Москва для укладки нефтяной трубы d 700 мм;
  • реконструкция сети главного канализационного коллектора № 1 г. Гатчина Ленинградской области. D 1200 мм, протяженностью 2,5 км с сооружением 15 технологических шахт. Для выхода из аварийной ситуации, связанной с подтоплением исторической парковой зоны г. Гатчина в сложных инженерно-геологических условиях в сжатые сроки была сооружена камера аварийного перелива d 5,5 м глубиной заложения 8 м и выполнено подключение к центральному канализационному коллектору d 1200 мм длиной 12 м. Так же были выполнены работы по восстановлению аварийных участков с общей протяженностью – 2000 м;
  • тоннельные коллекторы d 1500 мм и d 2000 мм для комплекса «Балтийская жемчужина», Санкт-Петербург. Общая длина коллекторов составляет 1,8 км. Из них 946,6 метра – тоннели d 2000 мм и 853 м – d 1500 мм. Тоннельщикам понадобилось меньше года на то, чтобы полностью закончить сооружение тоннелей;
  • тоннель d 2000 мм, протяженностью 750 м и максимальной глубиной заложения 25 м под Невой для Северо-Европейского газопровода на участке «Грязовец – Выборг»;
  • тоннель длиной 250 метров под Сайменским каналом Выборгского района Ленинградской области для Северо-Европейского газопровода на участке «Грязовец – Выборг». Строительство велось с применением режущего органа ТПМК для проходки в скальных породах.